Контроль знаний

 
 

Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету.

В целом функция контроля состоит в установлении уровня усвоения знаний на всех этапах обучения, в измерении эффективности учебного процесса и успеваемости.

Сама форма дистанционного обучения значительно усложняет полноценный контроль знаний из-за удаленности в пространстве, а иногда даже и во времени обучающегося и преподавателя.

Суть проблемы заключается, прежде всего, в необходимости точно идентифицировать учащегося и соблюсти необходимые формальности в соответствии с действующими в данное время требованиями образования .

В дистанционной форме, проблема контроля учебной деятельности учащихся становится одной из ключевых при проектировании учебных курсов и их внедрении.

При ДО принимают специальные меры для обеспечения достоверности данных осуществляемого контроля:

  • организацией системы доступа к учебным ресурсам по индивидуальным паролям и идентификаторам; использованием различных шифров и кодировок для защиты самих тестов от несанкционированного доступа, запуском программ тестирования строго по паролям; организацией и проведением контрольных мероприятий на базе сертифицированных региональных учебных центров, имеющих доступ к Интернету;
  • использованием дополнительных периферийных устройств, например видеокамер, устройств ввода индивидуального пин-кода;
  • жестким ограничением времени на ответ, случайным перемешиванием вариантов ответов и заданий из обширного банка;
  • статистической защитой при тестировании — данные протоколов оцениваются с помощью специальных алгоритмов многомерного анализа данных, позволяющих обнаружить подлог, особенно в случае систематического и массового подлога.

Телеконференции используют как зачетные работы в том случае, если тема, изученная учащимися, требует обсуждения, а преподаватель должен узнать глубинное понимание учащимися сути изучаемых явлений, разобраться в их мировоззрении, узнать личное мнение по какому-либо вопросу. Для ДО гуманитарным дисциплинам телеконференции должны стать неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку только они позволят оценить умение учащихся участвовать в дискуссии, аргументировать и т.д.

С точки зрения технической реализации в сети телеконференции могут быть организованы:

  • в асинхронном режиме (группы новостей, списки рассылки);
  • в синхронном режиме (IRC, чат-конференции);
  • как видеотелеконференции.

При проведении телеконференции учащихся можно оценивать по следующим критериям:

  • уровню активности в дискуссии (количество выступлений);
  • умению задавать вопросы по теме дискуссии;
  • умению аргументированно отвечать на вопросы;
  • информированности, знанию первоисточников информации;
  • умению точно использовать термины и понятия по изучаемой теме;
  • умению выделять главную мысль.

В последнее время вместо традиционного понятия «контроль», кроме уже упоминавшегося понятия «диагностика» все чаще стали использовать понятие мониторинг. Под мониторингом в системе «педагог — обучающийся» понимается совокупность контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике уровни усвоения учащимися материала и его корректировку. Иначе говоря, мониторинг — это непрерывные контролирующие действия в системе «педагог — обучающийся», позволяющие наблюдать (и корректировать по мере необходимости) продвижение ученика от незнания к знанию. Мониторинг — это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе.

До начала тестирования координатору необходимо учитывать следующие вопросы. Как загружать тестовые задания — по ходу тестирования или предварительно?

Есть ли необходимость учащемуся получать с сервера и устанавливать на своем компьютере дополнительное программное обеспечение?

При предварительной загрузке тестовых заданий тестируемые могут;

а) выбрать удобное время, когда пропускная способность каналов связи выше, получить необходимые материалы, отключиться от сети Интернет и спокойно работать над тестом, не беспокоясь о каждой минуте подключения к сети; избавиться от длительного ожидания появления на экране очередного тестового займи;

б) многократно использовать загруженные ранее файлы.

Организация эффективного ДО в условиях Интернета невозможна без учета, с одной стороны, особенностей телекоммуникационной среды, а с другой — особенностей поведения человека в этой среде. Интернет представляется участникам процесса ДО (учащимся, преподавателям) в качестве новой коммуникационной среды, которая порождает новые ситуации и отношения.

Информация также доступна на: Украинский